Образование, как гарантированное право

«Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и чувства достоинства, давать возможность всем лицам быть полезными участниками свободного общества и способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе…» — из резолюции 66/137 Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 2011 года.

Социал-демократы уверены, что только через качественное и доступное образование каждый житель Беларуси сможет осуществить свое основное право — право на достойный уровень жизни.

Образование – это процесс, благодаря которому общество передает свои накопленные знания, навыки и ценности от одного поколения другому. В широком смысле этого слова, образование может включать любое действие или опыт, который оказывает обучающее воздействие на сознание, характер или физические способности человека. Оно оказывает важнейшее влияние на способности и потенциал отдельных лиц и сообществ для обеспечения развития, а также социального и экономического успеха. Оно является одним из ключевых факторов развития, а также увеличения потенциала людей. Образование предоставляет людям знания и информацию, а также способствует воспитания чувства самоуважения и уверенности в себе, помогает реализовать свои способности.

Социал-демократы рассматривают образование, как гарантированное право, каждого гражданина страны и необходимое средство для реализации других его прав.

Доступное образование — это бесплатное образование, финансируемое государством, которое должно быть доступным для каждого гражданина Беларуси. Во всех государственных учреждениях образованиях все услуги должны быть оказаны бесплатно. Такую задачу ставят социал-демократы на ближайшие 5 лет, поле смены авторитарного режима в стране.

Мы выступаем за прекращение коммерциализации всех сфер образования. Анализ ситуации показывают, что, начиная от детского сада и заканчивая высшими учреждениями страны все субъекты образовательного процесса (дети, родители, учащиеся, учителя, преподаватели, студенты) чуть ли не ежедневно сталкиваются с необходимостью внесения материальных средств за процесс образования. Получение платного высшего образования узаконено в Беларуси.

Ведомственные органы власти или администрации учебных заведений самостоятельно трактуют положения Конституции, Кодекса об образовании, издают собственные нормативные документы по коммерциализации процесса образования. Таким образом процесс доступности образования значительно зависит от наличия денежных средств или других материальных ресурсов у граждан страны.

Принцип «кто платит – тот и заказывает музыку» — для части субъектов образовательного процесса имеет прямое значение, что приводит к неравенству. Многие студенты, получающие образования на платной основе, уже оценили преимущества платного обучения на базе этого принципа. Процесс обучения и умственного развития сплошь и рядом подменяется растянутым на пять лет актом купли-продажи диплома о высшем образовании. У студентов, получающих высшее образование в одном и том же ВУЗе (платно и бесплатно), на практике получаются разные возможности и даже разные права.

В сегодняшних условиях БСДП выступает за отмену платных пересдач для студентов колледжей и университетов. Мы считаем, что подобная практика также приводит к неравенству. Отмена платных пересдач в какой-то мере уменьшит коммерциализацию образовательного процесса и уровень коррупции в этой сфере.

В то же время, БСДП поддерживает частную инициативу в области образования и считает, что частные школы, колледжи и университеты также должны существовать при условии, что их деятельность соответствует национальным и международным стандартам в рамках Болонского процесса. В перспективе мы видим, что частные школы могут претендовать на государственное финансирование на конкурсной основе.

Качественное образование – это самый эффективный способ инвестировать в развитие, в будущее.

В среде, где рынки труда все больше полагаются на знания и навыки высокого уровня высшее образование должно вооружать студентов передовыми знаниями. Компетенции, необходимые им на протяжении всей своей профессиональной жизни. Работа позволяет человеку в полной мере использовать меняющиеся возможности рынки труда. Мы также должны стремиться повышать уровень начальных навыков для поддержания и повышения уровня квалифицированной рабочей силы посредством тесного сотрудничества между правительством, высшими учебными заведениями, социальными партнерами и студентами. Это позволит университетам более чутко реагировать на потребности работодателей, а работодателям лучше понимать позицию образовательных учреждений. Вместе с правительством, госструктуры, работодатели и высшие образовательные учреждения должны улучшить условия предоставления, доступность и качество предложенных студентам и выпускникам услуг по развитию карьеры и трудоустройства. Мы поддерживаем, как включение стажировок в учебные программы, так и обучение без отрыва от производства.

Невозможно улучшить качество и доступность образования в условиях преследования студентов и преподавателей за их политические взгляды. 9 октября 2020г на совещании А. Лукашенко поручил в течение недели решить вопрос со сменой руководства некоторых высших учебных заведений: «Поведение части студентов показывает их небрежное отношение, мягко говоря, к высшему образованию. Недорабатывают ректора вузов». Через неделю ряд ректоров ВУЗов были заменены. Сотни студентов за участие в акциях протеста и солидарности были привлечены к административной или дисциплинарной ответственности, а ряд к уголовной. Многие студенты были отчислены и в последствии продолжили обучение в других странах. Ряд преподавателей были уволены или уволились самостоятельно в знак солидарности. Поэтому мы выступаем в первую очередь за полноправное участие Беларуси в Болонском процессе и выполнении всех его стандартов. В первую очередь для нас это отмена принудительного распределение студентов-бюджетников, обеспечение академической свободы, институциональной автономии университетов и в целом соблюдение прав человека в высших учебных заведениях Беларуси.

БСДП не только декларирует свои намерения, но и на практике использует все законные механизмы для продвижения доступного и качественного образования в стране. Например, Брестская областная организация БСДП совместно с Учреждением «За свой город» и общественностью с 2013 года целенаправленно добиваться в строительства новых детских садов и школ, справедливого распределения мест в детских садах. Особо остро проблема стояла в Бресте.

Рост количества населения в Бресте, а так же со строительство и расширение микрорайонов привело к проблеме доступности дошкольного образования. Особенно новые микрорайоны города не обеспечены необходимым количеством детских дошкольных учреждений и школ. Как минимум 6 микрорайонов в г. Бресте: Южный, Вулька, Ковалево, Юго-Запад, Восток-6, Дубровка в 2015-2016гг не обеспечены необходимым количеством детских дошкольных учреждений, учреждений начальной и средней школы. Это приводило к тому, что районные отделы образования предлагали родителям места в детских садах на территории города, часто значительно отдаленного от места жительства семьи. Родители или другие родственники вынуждены тратить значительное количество времени ежедневно на сопровождение детей в детский сад или начальную школу в другие микрорайоны города. В свою очередь это создает переполненность учебных учреждений других микрорайонов.

Так, на получение дошкольного образования в 2016/2017 учебном году претендовали 3652 детей, рождённых в период с 1 сентября 2013 г. по 31 августа 2014 г., а учреждения дошкольного образования могли принять лишь 600 детей данного возраста в Московском районе г. Бреста. Конкурс был 6 на 1 место. Мы предложили властям разработать стратегию принять план, направленные на решение проблемы доступности образования по месту жительства в Бресте и решить ее в течение ближайших лет. Мы внесли в представительные и исполнительные органы власти конкретные предложения о необходимости планирования и строительства дошкольных учреждений, учреждений начальной и средней школы в микрорайонах Бреста пропорционально количеству проживающих в них детей. По нашему мнению, соответствующие решения должны быть закреплены в районных, городских и областных бюджетах.

Свои обращения неоднократно подкрепляли общественной значимостью для принятие решений. Например, в 2016 году организовали сбор более 2000 подписей, которые отправили в Брестский облисполком, Министерство образования, Палату представителей, Совет Министров. Мы понимали, что местного бюджета для решения таких проблем не хватает, поэтому просили выделить средства из областного и республиканского бюджетов.

Во время парламентских и местных выборов кандидатами в депутаты от БСДП данная проблема была неоднократно озвучена в теле- и радиовыступлениях, в местных газетах и агитационных материалах. В итоге наши усилия принесли результат благодаря солидарным действиям с жителями города.

Следует отметить, что местные власти серьезно отнеслись к решению проблемы.

С момента начала нашей кампании за доступное образование по месту жительства в областном центре построено 5 новых учреждений образования (1 школа и 4 детских сада), 1 пристройка к детскому саду, ряд учреждений были реконструированы или перепрофилированы с целью увеличения количества мест для дошкольников. В этом году в областном центре детские сады приняли около 17,3 тыс. человек. Места практически хватает всем, но не решена проблема доступности образования по месту жительства. Значительная часть детей вынуждена посещать дошкольные учреждения в других микрорайонах.

Из ранее полученных ответов городских властей и Министерства образования следует, что в разработанных проектах застройки Бреста предусмотрены площадки под строительство еще более 10 учреждений образования, однако конкретные сроки реализации программы не указаны для всех учреждений.

Достоверно известно, что в ближайшие 2 года будет поострено еще 3 детских сада в Бресте. В Бресте проектируют два детских сада. Они появятся в заречной части города, сообщил начальник управления по образованию Брестского горисполкома Анатолий Носков.

Один из садиков построят в микрорайоне Вулька-3. Он будет рассчитан на 350 мест. Аналогичный детский сад будет и в микрорайоне ЮЗМР-5. Проектные работы выполняются за счет средств областного инвестиционного фонда. К строительству дошкольных учреждений планируется приступить в следующем году.

В 2022 году в Бресте начнут проектировать еще один детский сад, который возведут в северо-западной части города на улице Лейтенанта Рябцева. Строительство обещают начать в 2023 году.

P.S. Принимая во внимание принцип ответственности государства, мы подтверждаем, что главным приоритетом для социал-демократов является государственное финансирование, которое должно обеспечивать равный доступ к среднему и высшему образованию и за их пределами устойчивое развитие независимых учебных заведений. Необходимо уделять больше внимания поиску новых и разнообразных источников и методов финансирования. Социал-демократы уверены, что только через качественное и доступное образование возможно достичь лучшей жизни.

Об авторе

Игорь Масловский, председатель Брестской областной организации БСДП, экс-руководитель организации «За свой город». Окончил Брестский государственный университет с красным дипломом, аспиратору при Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка, преподавал в школе и Брестском государственном университете.